Зачастую краснооктябрьцам приходилось выполнять непривычные заказы. Так летом 1942 года в кратчайший срок был изготовлен стальной брус колоссальных размеров для черноморского крейсера «Красный Кавказ»
Таким образом, в сложнейшей обстановке, при жестком режиме экономии, имея лишь скромные возможности реконструкции, коллектив и руководство завода блестяще выдерживают экзамен на профессионализм. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08 февраля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску танков и танковых моторов награждается большая группа рабочих и инженерно-технических работников. Среди них начальник мартеновского цеха т.Разенков А.И., обер-мастер мартеновского цеха т.Пономарев Ф.Г., начальник цеха т.Жданюк А.И., зам.начальника ЦЗЛ т.Колосов М.И. и другие. За коренное усовершенствование технологии производства средств индивидуальной защиты бойцов Красной Армии работникам завода т.Иванченко В.А., Быстрову Б.М., Колосову М.И., Лукьянову А.А., Разенкову А.И. - была присуждена Государственная премия 1942 года.
По мере приближения фронта к Сталинграду несколько тысяч заводчан строят оборонительные рубежи вместе с 5 саперной армией, обеспечивая ее необходимым инвентарем. Саперные лопаты были произведены в количестве превышающем потребность.
Когда над городом нависла непосредственная опасность. Металлурги занялись эвакуацией в тыл промышленного оборудования и людей. Демонтаж оборудования и эвакуация происходит в условиях непрерывной бомбежки. Ушли четыре эшелона с оборудованием (токарные, сверлильные станки, прессы горячей штамповки и др.). Последний, пятый состав с людьми был подвергнут жесточайшей бомбардировке. 61 человек погиб, так и не доехав до места назначения. На строительство Челябинского металлургического завода отправились 4 000 первоклассных специалистов «Красного Октября». Особой заботы требовали дорогостоящие ферросплавы и легирующие материалы, так необходимые в сталеплавильном производстве. Было сделано все, чтобы они не достались врагу. Начальник конного парка завода А.С.Мартынов и его подчиненные упаковывают ящики с ферросплавами и бросают их в воду, так как катер «Сталь» не может близко подплыть к берегу. Ночью, по пояс в ледяной воде, под непрерывной бомбежкой грузят их на машины. Так, на Златоустовский металлургический завод было отправлено 300 тонн импортного никеля, на Урал – 200 тонн алюминия, 200 тонн ферросплавов и др.