31 июля 1943 года произошло знаменательное событие, фактически означавшее второе рождение завода. Специальная выездная редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила молнию в которой говорилось о первой послевоенной плавке.
Это важное событие было не только судьбоносным для кранооктябрьцев, но имело отклик во всем мире. Первую сталь возрождаемого завода назвали «карающей». Бывший работник завода Иван Власенко посвятил ему поэтические строки:
Порою, забывали мы о хлебе,
Себя для фронта было нам не жаль!
Мы печь сложили под открытым небом,
И выдали Карающую сталь.
Не верили фашистские громилы,
Что мы завод поднимем из руин,
А сталь рвала их, резала, давила,
Гнала завоевателей В Берлин.
Стальное сердце Сталинграда забилось вновь!
Через месяц 31 августа 1943 года была сдана в эксплуатацию еще одна мартеновская печь. После этого дал первый прокат старосреднесортный стан. В 1943 году завод «Красный Октябрь» выплавил 518,7 тыс. т. стали и произвел 1,8 тыс. тонн проката. Благодаря своевременно созданной материально-производственной базы, подготовке квалифицированных и опытных, кадров завод "Красный Октябрь" справился, как со сложными в техническом отношении, так и большими по своему масштабу производственными задачами.
Но заслуги завода выражаются не только в том, что он выполнил программу в таком размере, в каком он не выполнял в мирных условиях, но и в том, что он успешно разрешил ряд сложных технических проблем и освоил совершенно новые марки высококачественных и специальных сталей. В частности, заводом освоено производство в основных мартеновских печах: броневой, шарикоподшипниковой и других сталей спецназначения, без которых Победа была немыслима!
Сталевары сами оказались крепкими как сталь, которую они выплавляли. Героями Советского Союза стали 9 краснооктябрьцев: С.В. Артамонов, К.М. Блинов, П.А. Гончаров, О.М. Гончаренко, С.И. Корольков, Н.Л. Кузнецов, И.Д. Кузьмин, И.М. Холодов, Г.У. Чернецов.
В те дни заводчане сутками не выходили из цехов и опережали план работ. Ежемесячно на заводе восстанавливались новые цеха и наращивались производственные мощности. Восстановлением 15 важнейших цехов в январе 1944 года занялись специалисты строительно - монтажного треста №4. 28 марта 1944 года заработал блюминг. В первый день он прокатал 29 слитков. Уже на следующий день стан был принят правительственной комиссией. В 1944 году удалось довести выплавку стали до 623,7 тыс. т. стали и 89,2 тыс. тонн проката.